Менеджер поможет договориться о скидке и подходящих условиях. Если офис не подойдёт — оперативно предложит еще помещения на просмотр.
⌘ ⌘ ⌘
4. Договариваемся о цене
Если офис подходит, самое время выяснить цену.
Стоимость аренды офиса вы узнаете от арендодателя. Часто эту сумму удаётся снизить на 5-10% во время переговоров. Используйте советы из нашей рассылки о переговорах: не испытывайте нужды, травите леску, давайте собеседнику право на «нет».
Часто бизнес-центры предлагают включить в стоимость аренды так называемый коридорный коэффициент. Иными словами, вам придётся оплачивать часть общих помещений: коридоров, фойе. Спросите об этом заранее, чтобы не было неприятных сюрпризов во время оплаты.
Обычно арендаторы оплачивают коммунальные платежи, электроэнергию, отопление, воду. Узнайте, как владелец офиса рассчитывает эти платежи: по счётчику или нет? Убедитесь, что вода не будет для вас «золотой».
Кроме арендной платы вам предложат оплатить дополнительные услуги: уборку помещения и вывоз мусора, интернет и телефон, парковочное место, пропуска у охраны. Не стесняйтесь торговаться за каждое слагаемое вашей аренды.
И, наконец, не забудьте прибавить к цене стоимость грузоперевозки. Помните о том, что при переезде работа вашей компании будет парализована на несколько дней (а это тоже расходы).
⌘ ⌘ ⌘
5. Заключаем договор
Договор — это непростая штука. Его следует изучить внимательно.
Перед заключением договора убедитесь, что у собственника есть все необходимые документы на аренду или субаренду — он обязан предоставить их вам. Если вы снимаете у субарендатора, то убедитесь, что у него есть право сдавать помещение.
Часто офисы сдают на 364 дня, или на 11 месяцев. Арендодатель делает это для того, чтобы не регистрировать ваш договор в государственных структурах и не платить пошлину. Ничего страшного в этом нет, если в договоре указано ваше право продлить аренду и чётко прописаны условия его расторжения.
Мы подробно напишем про договорные тонкости в одной из следующих рассылок.
|